Что такое франчайзинг?
Понятие франчайзинг – торговое соглашение между двумя компаниями, при котором одна компания использует торговую марку другой исходя из коммерческих соображений. Иными словами, франчайзинг предполагает продажу собственной продукции на правах аренды другой торговой марки.
Благодаря такой форме ведения бизнеса развитие компании происходит намного быстрее, не требуется продвижение бренда, и компании преодолевают пятилетний рубеж на 80% быстрее. Это при том, что большинство самостоятельно продвигаемых компаний закрываются через два года.
Бизнес по франчайзингу кажется заведомо выигрышным и выгодным, поскольку компания сотрудничает с опытным и крупным партнёром, который координирует деятельность организации, следит за соблюдением установленных норм, которые необходимы для поддержания репутации бренда. Тем не менее, такая форма торговой деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Организация франчайзинга
Обычно условия договора предполагают выплату паушального взноса. Это оплата подтверждает право компании пользоваться франшизой (то есть торговать продукцией под брендом). Традиционный размер ежемесячной оплаты составляет 8% от всего оборота (роялти). Именно этот процент и является аналогичным арендной плате.
Зачастую компания, предоставляющая бренд, указывает и сумму инвестиции для успешного продвижения бизнеса, что позволяет компании сходу оценить объёмы затрат.
Виды франчайзинга
- Франшиза продукта – торговля товарами, сервисные услуги с использованием бренда, интернет-маркетинг;
- Производственная франшиза – франчайзи (компания, купившая права) самостоятельно производит продукцию по установленным требованиям к её качествам;
- Сервисная франшиза – предоставление услуг от имени бренда, учитывается специфика работы, подходы, франчайзор контролирует деятельность франчайзи;
- Деловая франшиза – заключается договор о целостном ведении бизнеса по установленным стандартам франчайзора.
Как правило, все формы франшиз предполагают строгий контроль компании, предоставляющей бренд, за компанией его эксплуатирующей. Договор требует сохранять стилистику бренда, нормы производства, продажи, источники поставки, нормы контроля качества и т.д.
Плюсы франчайзинга
- Узнаваемость торгового бренда;
- Высокая скорость развития бизнеса;
- Высокий уровень доверия со стороны потребителей;
- Высокая скорость включения в ведение бизнеса;
- Быстрое обучение персонала.
Нередко франчайзор обеспечивает учебными курсами своих франчайзи для быстрого начала ведения бизнеса. Тем не менее, прежде, чем приобретать франшизу компания должна всё-таки наработать определённые навыки.
Международный опыт указывает на то, что предприятие, предоставляющее бренд не только разрабатывает курсы, но и осуществляет всяческую поддержку и консультации, которые помогают избежать заметного количества проблем.
Преимущества также касаются рекламной кампании, поскольку усилия и средства, затраченные на неё гораздо меньше, чем, если бизнес ведётся с нуля. Нередко фрачайзор выступает в качестве партнёра, обеспечивая площадками для рекламы продукции.
Более того, рынок, на который выходит организация, чётко разделён географически между разными франчайзи.
Минусы франчайзинга
- Высокая стоимость франшизы (пашуального взноса);
- Очень жёсткие требования к ведению бизнеса;
- Не всегда договорные условия выгодны;
- Система ограничивает сферу развития бизнеса;
- Ограниченный выбор расходных материалов и продуктов.
Существует ещё ряд недостатков. Например, в случае смены франчайзора, франчайзи может получить новые условия договора, которые не будут столь выгодными.
Автор: Vadim Gololobov